«Ключевым моментом является то, что проблемы реформы чистоты теперь ясны всем ее участникам. Важно, что у нас есть инструменты для их решения. Реформа состоялась, активно строятся перерабатывающие заводы, создан институт региональных операторов. Однако необходимо навести порядок с контейнерными площадками, так как это „лицо“ реформы. Также нужно усилить общественный контроль на местах», — отметил председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов.
В компании «Хартия» подчеркнули, что благодаря реформе и инвестициям РЭО удалось перезапустить процессы внутри регионального оператора, что привело к созданию новых объектов и увеличению парка контейнеров.
«В 2020 году в Ярославской области был модернизирован комплекс по сортировке „Чистый город“. В 2024 году в Тульской области открылся комплекс по переработке отходов мощностью 480 тысяч тонн в год, использующий инновационную технологию глубокой переработки. Контейнерный парк компании сегодня составляет более 95 тысяч контейнеров, а парк специализированных автомобилей насчитывает более 680 единиц», — сообщил исполнительный директор «Хартии» Алексей Куртишвили.
Для компании «Экомашгрупп» старт реформы стал началом новых возможностей. Генеральный директор компании Александр Пугин отметил, что они с самого начала выбрали путь импортозамещения, наращивая производственные мощности и создавая новые технологические решения. За годы работы компания построила заводы, ежегодно сортирующие более 15 миллионов тонн отходов, и продолжает адаптировать свои технологии под требования бизнеса и государства.
В Российском экологическом операторе отметили, что остаются нерешенные вопросы, в основном касающиеся работы региональных операторов, обеспечения мусоровозами и контейнерами.
«Несмотря на успехи реформы, такие как создание института региональных операторов и частичная инфраструктура для обращения с ТКО, проблемы остаются. Для их решения создан оперативный штаб, который работает по пяти направлениям: „Региональные операторы“, „Обеспеченность спецтехникой“, „Обеспеченность контейнерными площадками“, „Обеспеченность контейнерами“, „Инфраструктура обращения“. В рамках штабов уже принято множество предложений, которые стали основой для нормативных актов», — сообщили в пресс-службе РЭО.
С 2020 года регоператоры сталкиваются с увеличением расходов на транспортировку ТКО, которые растут на 20-30% быстрее инфляции. На штабе предложили внести изменения в законодательство, чтобы учесть эти расходы при тарифном регулировании и корректировать их в ближайший цикл. В настоящее время разрыв между ростом расходов и учетом этих затрат в тарифах может составлять до двух лет.
Также тарифы должны учитывать данные, поступающие в ФГИС УТКО. Это включает измерения с постов весового контроля, которые должны передавать регоператоры после взвешивания мусоровозов. На данный момент только 211 из 1342 объектов настроены на передачу данных с весовых постов, а в 35 регионах такая передача отсутствует.
Кроме того, для мониторинга вывоза отходов с контейнерных площадок регионы должны настроить видеонаблюдение. В ноябре 3 региона начали тестовую передачу видеопотоков, 22 региона заявили о наличии камер и готовности передавать данные, в то время как 15 регионов пока не готовы к передаче.
По данным РЭО на октябрь 2024 года, 54,8% ТКО направляются на обработку, 13,7% — на утилизацию и обезвреживание, а 83,9% — на захоронение. В рамках реформы с 2019 по 2024 год в России построено 286 объектов ТКО, из которых 146 — для обработки, 79 — для утилизации и обезвреживания, 23 — для захоронения, а 38 — комплексных. Внедрение раздельного сбора отходов началось, контейнерные площадки для раздельного накопления увеличились на 43%, а количество контейнеров — на 68%. 154,8 тысячи контейнеров для раздельного сбора были закуплены благодаря мерам поддержки. В России оборудовано 200 тысяч площадок для раздельного накопления отходов.
Штаб ТКО: проблемы мусорной реформы решаются еженедельно
Проблемами в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) еженедельно занимаются на штабе при Координационном центре Правительства РФ. В последние недели особенно остро поднимались вопросы тарифного регулирования, контроля работы мусоровозов, вывоза отходов с контейнерных площадок и деятельности полигонов. Для их решения предлагается обновить правила инвентаризации полигонов, обязать региональных операторов передавать данные с весовых постов в федеральную систему учета отходов (ФГИС УТКО), а также установить видеонаблюдение на контейнерных площадках, пересмотреть нормативы накопления отходов для предотвращения роста тарифов и другие меры.
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее
время и ответим на все интересующие вопросы.
|
Заказать услугу
|
18 декабря 2024